После помола портландцемент направляют для хранения в цементные силосы, представляющие собой железобетонные башни (банки) цилиндрической формы. В этих силосах цемент хранится до упаковки и отправки его к месту потребления. Подается цемент в силосы по трубам при помощи аэрожелобов и пневматических винтовых или камерных насосов.
Силосы на цементных заводах необходимы, чтобы предотвратить перерывы в производстве в случае возможных перебоев с отгрузкой цемента. При вылеживании в силосах выходящий из мельницы цемент охлаждается. Кроме того, при хранении гасится свободная СаО, небольшое количество которой может оставаться в портландцементе. Это улучшает его свойства, делает более равномерным изменение объема. При хранении замедляется также скорость схватывания цемента.
Общая емкость цементных силосов должна соответствовать не менее чем 10 суточной производительности завода. При расчете количества содержащегося в силосах цемента следует учитывать, что удельный вес одного метра кубического 1м3 цемента равен 1,45 тонны. Емкость каждого силоса колеблется в пределах 2000-10000 т, высота может доходить до 40 м, а диаметр — до 18 м. Во избежание образования мертвых углов днище силосов делается коническим.
Количество силосных банок рассчитывают исходя из ассортимента выпускаемых цементов и необходимости обеспечить эффективный контроль отгружаемых партий цемента. для каждого вида цемента необходимо не менее двух силосов. На заводах силосы устанавливают в два и более рядов по 4-5 банок или в один ряд. Силосы могут иметь днища, опирающиеся на колонны или поставленные на железобетонную плиту. Первые значительно удобнее в эксплуатации, так как позволяют применять различные разгрузочные устройства. Силосы снабжены фильтрами для очистки выходящего из них сжатого ,воздуха, поступающего в них вместе с цементом. Они снабжены уровнемерами, подающими на щит сигналы о том, что силос заполнен цементом.
Цемент имеет склонность к слеживанию и сводообразоваанию. Поэтому для разрыхления цемента на коническое днище силосов в укладывают пористые плитки, через которые в нижнюю часть силоса подается сухой сжатый воздух под давлением 3-4 атм. В результате цемент аэрируется, становится текучим и легко выгружается из силосов. Поверхность, занимаемая пористыми плитками в днище, должна составлять 15-25%. Расход сжатого воздуха на аэрацию 0,25 м3/мин. на 1м2 аэрирующей поверхности при пористости плиток 20 %. Вместо пористых плиток на некоторых зарубежных заводах в силосах помещают секции труб с отверстиями, покрытие специальной тканью. Выгружают цемент из силосов с помощью донных или боковых пневматических разгружателей.
Перед отправкой цемент упаковывают в бумажные мешки или отправляют навалом. Не тарированный цемент доставляют потребителю в железнодорожных саморазгружаюющихся бункерных вагонах-цементовозах и в цистернах цементовозах грузоподъемностью 60 т, а также в авто-цементовозах грузоподъемностью до 35 т. Цементовозы оборудованы устройствами для пневматической выгрузки цемента. Можно также отгружать цемент в сухогрузных баржах и речных баркасах. Бумажные мешки изготовляют из 4-5 слоев влагоустойчивой и термостойкой бумаги. Мешки снабжены особыми клапанами, которые автоматически закрываются после наполнения мешка цементом. Вес цемента (нетто) в бумажном мешке 50 кг.
Для упаковки цемента в мешки применяют стационарные машины «Молот» производительностью 25-40 т/ч и ротационные (карусельные) машины производительностью 60-120 т/ч.